Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Images_(2)

Плюсатор RIP21 27

169

Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.

Read Me!
Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Shogun: Total War - Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.

Разработчик
Creative Assembly
Издатель
Electronic Arts
Дата выпуска
13 июня 2000
Платформы
Windows
Жанр
RTS, глобальная стратегия
Режимы игры
Синглплеер, мультиплеер
Возрастные

рейтинги

ESRB: T — Teens
Shogun Total War - Main Title
.

Глубину сердца

Распознать не дано мне,

Но на родине

Аромат сакуры тот же,

Что и в юные годы.

(Ки-но Цураюки)

.

Год 1530. В течение 200 лет, Сегунат Асхикаги управлял Японией из своей столицы в Киото. Недавняя война с Онин показала, что их власти не достаточно, что бы управлять большими кланами Японии. Пришло время воину из другого клана получить пост Сегуна.

Япония разделена между безжалостными военачальниками. Армии становятся более сильными, и всё большее количество самураев постоянно гибнет в частых мелких стычках. Год за годом бесконечные равнины, которые делят территории кланов, орошаются кровью тысяч храбрых самураев, сражающихся за своего Лорда, и за свою честь. Этот исторический период Японии был окрещён как Сэнгоку Дзидай – «эпоха воющих провинций».

.

Именно тот период, и та война на территории Японии положены в основу этой игры. И наша цель стать тем, кто покорит остальные кланы и объединит страну, измученную междоусобными войнами, вокруг себя, великим полководцем и правителем – сёгуном.

.

Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Shogun: Total War - Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.

.

Shogun: Total War - Autumn Campmap
.

Как я завидую тебе!

Ты высшей красоты достигнешь

И упадёшь, кленовый лист!

(Сико)

.

И каково было моё первое впечатление? Что же бросается в глаза и цепляет за душу с первых секунд запуска игры?

Атмосфера. Вот то, что захлестнуло меня. «Но как? Ты ведь ещё в сам игровой процесс не погрузился!» - скажете вы, и будете, наверное, правы. Но с этой игрой всё иначе.

.

Просмотрев заставку, течение времени будто замедлилось – и вот я слышу японскую народную музыку, передо мной раскрывается свёрток, я полностью погружён в неповторимую атмосферу средневековой Японии, а каждый клик мышки по пунктам меню всё дальше отводит меня от реальности, и вот я не 8-ми летний мальчик, а грозный японский феодал – даймио 16-ого века.

.

Враг не разбит, я не погибну в бою,

я буду рожден еще семь раз, чтобы взять в руки нагинату!

.

Сэнгоку Дзидай длился очень долгое время, и разработчики учли это.

.

В меню кампаний можно выбрать промежуток времени, с которого мы можем начать. От самого раннего, то есть 1530 года, когда ещё не все кланы сформировались, а 80% Японии подвластны хаосу и представляют собой лишь только повстанческие силы. До апогея этого периода - 1580 года, когда земля Японии уже была вовлечена в бесконечную, кровопролитную гражданскую войну.

.

Все временные промежутки, так же как и кланы, кратко описаны и открывают нам глаза на расстановку дел в тот или иной период, в каждом клане, и в Японии в целом.

.

Изначально нам предлагают начать свою кампанию с самого позднего из предложенных периодов. Остальные периоды так же возможны для начала игры, но более хардкорны, и созданы скорее для повторных прохождений. А однажды познакомившись с этой игрой, искушение пройти её ещё раз не будет отпускать годами.

.

Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Shogun: Total War - Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.

.

Поскольку мы имеем дело с родоначальником серии Total War, то не рассказать о здешней экономическо-политической карте было бы глупо.

.

Вся карта поделена на несколько десятков областей. Всего их около 50. Строительство осуществляется по средствам тех же меню заказа зданий, и войск. Количество возможных построек не уступает нынешним, а то и выигрывает у новейших игр серии. Под каждый тип войск здесь так же необходимо строить определённые здания.

Например, для того, чтобы иметь возможность заказать «Монахов Воинов» необходимо в области для начала построить «Замок», потом «Райский Сад», после чего сделать апгрейд «Замка» до «Крепости» и только тогда откроется возможность построить «Буддистский Храм».

Каждый ход представляет собой одно время года, то есть год длится 4 хода.

.

Особо следует выделить здешнюю дипломатическую систему, хоть она и достаточно примитивна: заключение альянсов и подкуп армии. В случае начала войны между вашими союзниками, вам предлагают выбрать одну из сторон.

Но запоминается здешняя дипломатия тем, что частенько, послав эмиссара заключить союз с каким-нибудь феодалом, есть вероятность того, что его обезглавят, и его голова будет служить своеобразным ответом на наше предложение. Тут то и выползает ещё одна прелесть игры, а точнее Тронный зал.

.

Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Shogun: Total War - Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.

.

Тронный зал представляет собой эдакий пункт меню, отправляющий нас в наши царские палаты. Выполнены они в строгом соответствии с тем временем. Там и каллиграфическая роспись полотняных стен, на которые падают тени людей находящихся за ними, там и впечатляющей красоты банзаи, а так же знаменья с геральдикой нашего клана. Перед нами на столе лежит та самая стратегическая карта. И ещё у нас есть собственный мудрый духовный наставник, у которого всегда можно попросить совета (говорит он японскими танка и хокку, при чём на японском языке), и гейша.

.

В тронном зале мы принимаем эмиссаров, а также гостей из Европы. Все они, независимо от их национальности говорят на японском языке, правда, Европейцы явно на ломаном. Японские дипломаты ведут себя исключительно с соблюдением субординации и местных правил этикета, тогда как европейцы ведут себя вальяжно, с чувством собственного превосходства.

.

Так же как и в новейших играх серии, тут существуют Шпионы и Убийцы. Здесь они представлены Шиноби (Шпион), Ниндзями и Гейшами.

.

Шиноби выполняет разведывательную, а так же контрразведывательную деятельность, при этом слегка увеличивая, либо понижая лояльность населения в той или иной провинции.

Ниндзя и Гейши являются убийцами генералов, даймио, эмиссаров и священников.

.

Ниндзя при выполнении задания полагается на удачу, и своё умение. И если он не опытен, то зачастую может погибнуть при выполнении задания.

Гейши же, выполняют задание с 100% вероятностью, но если цель хорошо охраняема, то она будет выжидать подходящего момента довольно долго.

.

К примеру, в случае с даймио, если гейша не опытна, она может выжидать годами. Если наоборот, ожидание может продлиться всего лишь 2-3 хода.

.

Все миссии наших агентов визуализированы с помощью прекрасных роликов, впрочем, как и многие другие события в игре такие как: восхождение на престол наследника, получение звания великого фехтовальщика одному из генералов, церемонии сепукки, прибытие европейцев в порт той или иной провинции и др.

Shogun: Total War Ninja Assasination Movies
Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Shogun: Total War - Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.

.

Денежной валютой тут является рис, который тут называется, на Японский манер, «Коку». Каждый год наш народ собирает урожай с полей, что и является нашим годовым доходом. И доход зависит от того какой в этом году был урожай. Если плохой - то и риса меньше. Если хороший - то разумеется наоборот. Если небывалый - то нам чертовски повезло.

Коку тратится на абсолютно всё, на содержание армии, постройку зданий и войска. Впрочем, это и логично.

.

Итак, мы собрали урожай, обучили войско. Пришло время атаковать.

Нападение, да и перемещение войск по глобальной карте, тут осуществляется перемещением фишек из области в область. Никакой полоски движения, как в Rome Total War и последующих играх серии, тут нет и в помине. Переместили фишки на вражескую область, значит - напали, и по окончанию хода ожидаем битвы. Если же фишки задвинули на нашу территорию, то мы будем обороняться.

.

Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Shogun: Total War - Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.

.

Shogun: Total War - Battle Theme 1
.

Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Shogun: Total War - Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.

.

Ибо "того, кто хочет вступить на Путь Воина, никогда, ни днем, ни ночью, не покидает дух ожидания битвы".

.

Что же касается военных действий? Здесь у игры тоже всё в порядке.

В бою могут принимать участие до 16 отрядов. Если же их больше они будут вступать в бой в качестве подкреплений. Битвы тут динамичны, а использование стратегических изысков даёт огромное преимущество. Тут учитывается всё: высота, тип войска, усталость отряда, мораль, так же учитывается с какой стороны был нанесён удар, т. е с фронта с тыла и т.д.

Все эти приемы очень важны, поскольку AI тут умен, и глупостей не допускает, мало того, он гарантированно лучше, чем в новых Medieval II и Empire.

.

Так вот. Насчёт тактики. Вопрос морали, самый проработанный и реалистичный, пожалуй, во всей серии игр.

.

К примеру. Уровень сложности Эксперт. Нас жмут по всем фронтам, мы маленьким войском периодически за счёт тактики отбиваемся от соседей.

И вот наступил момент, когда преимущество врага огромно. Мы встали на высокую гору и заняли оборонительную позицию. Противник истощённо ползёт наверх, под градом стрел умирают всё больше и больше самураев. Вот они уже близко, самураи лучники быстро отступают на очередную гору, боезапас закончился.

Истощённый противник лезет за ними, с горы срываются вниз на врага два свежих отряда, искушённых в своём искусстве убивать, закалённых в прошлых боях, Самураев Яри. Мораль истощённого противника резко падает. Но врага ждёт ещё один сюрприз - из леса, с тыла на них обрушивается ещё один отряд, враг в страхе дрогнет, даже, несмотря на численное превосходство: происходит врубка короткий бой, и вот, всё войско врага бежит в панике.

Страх и не опытность предрешили исход битвы, и они бежали как последние трусы.

.

Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Shogun: Total War - Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Поле брани.... много самураев полегло за честь даймио.
.

Этот мир земной -

Отражённое в зеркале

Марево теней.

Есть, но не скажешь, что есть.

Нет, но не скажешь, что нет".

.

Что касается графики, для своего времени игра выглядит великолепно. Тут всё хорошо, как в техническом плане, так и в «культурном».

Об оформлении игры, можно очень долго говорить. Политическая карта проработана просто прекрасно, её текстура сделана великолепно. Создаётся впечатление, что это всё выполнено в 3D. Хотя на самом деле это идеально оформленная изометрия.

Текстура стола и карты, а именно так выглядит политический интерфейс, сделана очень качественно. По всему столу рассыпаны фишки, а именно фигурки нинздей, эмиссаров, шиноби, гейш, священников, войск и замков.

Все аспекты меню оформлены строго в соответствии с японской культурой, все игровые уведомления украшены прекрасными японскими рисунками. Каждое строение и каждый тип войск описаны доступно, информативно и с огромной долей истории.

.

Во время битв картинка так же радует глаз. Ландшафт и редко стоящие на локациях здания сделаны в полном 3D, а юниты и деревья выполнены из миленьких спрайтов.

Каждый юнит имеет около 6 разных плоскостей - для позиции относительно камеры, создавая иллюзию 3D-шности солдатиков. Систему нагружает не сильно, но свою миссию по визуализации полномасштабных битв, выполняет на ура.

.

Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Shogun: Total War - Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.

.

Музыка в игре, а так же звуковая отработка каждого пункта меню просто сваливает наповал.

.

Каждая кнопочка, каждое движение мышки озвучено именно так, как надо, желания что-то поменять, не то, что бы нету, такой мысли не приходит в голову на протяжении всей игры. Каждое время года озвучено разными треками, и все они настолько гармонично звучат и вписываются в это произведение искусства, что от удовольствия, порой, по телу проступают мурашки, а дышать становится легче, словно мы стоим у подножья Фудзиямы в саду с цветущей Сакурой.

.

Shogun: Total War - All Themes.
.

В бою музыка так же заставляет обратить на неё пристальное внимание.

.

Перед началом битвы разработчики помещают нас на будущее поле брани, в зависимости от времени года и погоды нас встречает музыка, первые нотки которой навевают неповторимый дух ожидания битвы. Закончив с подготовкой к бою, меняется и настроение музыки: она становится более динамичной и натянутой. При первом же клике с командой "к атаке", она снова меняет своё настроение, теперь уже на воинственную с диссонансами и агрессивными ритмами. В зависимости от исхода битвы в конце мы услышим либо грустную меланхоличную, либо праздничную и весёлую музыку.

.

Shogun: Total War - Lose Theme
Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Shogun: Total War - Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.
Последние месяцы Сэнгоку Дзидай.
.

Наконец-то счастливый

я взобрался на Фудзи

и когда задрожали колени

на самой вершине - проснулся

(Сики)

.

Такой атмосферы в глобальной стратегии добиться очень сложно. Но у Creative Entertaiment это получилось лучше, чем у кого-либо с первого раза. И до сих пор они себя так и не превзошли в этом плане.

.

И вот прошел финальный ролик, и даже тут разработчики подчеркнули японскую культуру, все японцы хранят память о своих предках. И в гигантском мегаполисе, наполненном миллионами горожан, почётное место занимает памятник великому самураю – новому сёгуну.

.

Под его сильной рукой Япония снова объединилась из разорванных частей, на которые разнесли страну честолюбивые негодяи в эпоху Сенгоку Дзидаи. Объединенная нация процветала, и сыновья Сегуна продолжали управлять, повинуясь традициям, которым следовали предки в течение сотен лет. До сего дня люди чтут его память, его храбрость, его проницательность и его навыки воина. (Цитата из ролика)

.

Передо мной проходят титры, а на душе ощущается пустота. Разум решительно не хочет понимать, тот факт, что всё уже кончилось. Больше никогда я не испытаю таких чувств, как те, что я испытал впервые пройдя Shogun: Total War. Такие ощущения испытываешь, когда читаешь хорошую книгу и, подбираясь к её концу, с большой неохотой переворачиваешь её последние страницы в ожидании того, что она скоро закончится. И вот я выхожу из игры – переворачиваю последнюю страницу. Но как и любимую книгу, Shogun можно «перечитывать» множество раз, снова и снова находя в ней что-то новое.

.

Браво Creative Entertaiment! Спасибо вам за эту великолепную игру!

.

P.S. Отдельная благодарность Gamer.ru и этому конкурсу, за то, что благодаря ему я снова вспомнил и пережил те моменты, и те эмоции, что и тогда, когда мне было 8 лет.

Shogun: Total War - Outro Campaing Movie
Shogun: Total War - Victory Theme.
.
Ещё скриншоты

169
Интересное на Gamer.ru

35 комментариев к «Ретро-рецензия игры "Shogun: Total War" при поддержке Razer.»

    Загружается
Чат