Приветствуем, геймер! Ты можешь или
16+
Ava

Геймер lRazZzoRl 14

71

О бедном фикрайтере замолвите слово

Или как написать фанфик?

О бедном фикрайтере замолвите слово
Обо всем - О бедном фикрайтере замолвите словоО бедном фикрайтере замолвите слово

Многие вещи, описанные в подобных статьях, настолько очевидны, что могут быть достойны самого капитана, но все же большинство начинающих писателей в упор их не понимают.

Итак, в один прекрасный день дорогой наш фикрайтер посмотрел фильм/сыграл в игру/прочитал книгу и решил написать ЧТО-ТО. Более того, он его таки написал, как можно скорее выложил в Интернет и… его погнали ссаными тряпками справедливым негодованием? Но почему? В большинстве случаев виноват он сам.

Начнем издалека.
Фанфик (также фэнфик; от англ. fan — поклонник и fiction — художественная литература) — разновидность творчества поклонников популярных произведений искусства, производное литературное произведение, основанное на каком-либо оригинальном произведении (как правило, литературном или кинематографическом), использующее его идеи сюжета и (или) персонажей.

Виды фанфиков
Литературные фанфики, как и любые другие литературные произведения могут быть представлены в виде рассказов, повестей, романов, стихов, пьес. Нельзя сказать, что есть какая-то общепринятая классификация фанфиков. Но фанфики делят на категории по разным признакам, например:
По наличию в сюжете любовной линии:
«Джен» (от англ. general audience) — любовная линия отсутствует или малозначима, «просто приключения». Термин появился из сокращенного «general audience», любая аудитория, и восходит к системе рейтингов, принятых в кино.

«Гет» (от «гетеросексуальный») — любовная линия определяющая, описываются отношения между разнополыми героями.

«Слэш», или «слеш» (от англ. slash — значок косой черты) — фанфик, в котором присутствуют романтические и сексуальные отношения между представителями одного пола, фанфик, содержащий описания или упоминания о гомосексуальном поведении или чувствах. Согласно легенде, термин произошел от обычая объединять персонажей наклонной чертой (слэшем) в графе пейринг.

Фем-слэш (англ. fem-slash) — фанфик, в котором описаны романтические и/или сексуальные отношения между женскими персонажами.

По соответствию реалиям мира оригинала:
«AU» (от англ. Alternative Universal) — есть значимые расхождения или даже противоречия с миром оригинала.

«не-AU» (не имеют специального жаргонизма) — расхождений с миром оригинала нет, или они спорны либо малозначимы.

По соответствию характера героев фанфика их характеру в оригинале:
«OOC» (от англ. Out Of Character) — есть значимые расхождения или даже противоречия с характерами в оригинальном произведении.

«В характере» — расхождений с характерами героев в оригинале нет, или они спорны либо малозначимы.

По способу создания:
Обычный фанфик (не имеет специального жаргонизма).

«Round robin» и смежная с ним «ролевка» — фанфик, созданный группой авторов, каждый из которых по очереди пишет свой кусочек. Как правило, они отличаются резким переходом между частями и несогласованностью стиля.

Сонгфик (англ. song-fic) — фанфик, в котором пространно (занимает сравнимый с авторским текстом объем произведения) цитируется какая-либо песня (не авторства создателя фанфика).

Кроссовер (англ. crossover) — фанфик, в котором используются реалии нескольких фэндомов одновременно.

По соответствию общему определению:
Собственно фанфик (не имеет специального жаргонизма).

RPF (англ. real person fiction) — героями данных произведений являются реально существующие люди, как правило, знаменитости. Хотя RPF не подходит под строгое определение фанфика (используются не вымышленные персонажи), но по всем остальным признакам им является. Один из наиболее спорных с точки зрения морали и законности видов фанфикшена.

RPS (англ. real person slash) — описываются гомосексуальные отношения между реальными людьми, не заявлявшими открыто о своей гомосексуальной ориентации.

Профанфик (англ. profic) — профессиональные художественные произведения, в которых различные авторы описывают приключения героев в мире, созданном кем-то другим. Профанфики пишутся с целью извлечения прибыли, продаются в книжных магазинах и противопоставляются фанфикшену. В качестве примера можно привести книжные серии по вселенным «Dragonlance», «Star Wars», «Warhammer», или любой другой коммерчески успешной вселенной, авторы которой допускают франчайзинг. Как и RPF, не отвечает строгому определению «фанфика», но де-факто им является.

Филк (Filk) — фанфик в виде песни.

По наличию персонажей, придуманных автором фанфика:
Фанфик только с персонажами исходного произведения (не имеет специального жаргонизма).

OC (от англ. Original Character), «Оригинальный персонаж» — с наличием персонажей, придуманных автором фанфика.

OFC (от англ. Original Female Character), «Оригинальный женский персонаж». Часто, но не всегда, превращается в Мэри Сью.

OMC (от англ. Original Male Character), «Оригинальный мужской персонаж». Часто, но не всегда, превращается в Марти Стью.

Вписка (англ. Self-insertation) — так называют случаи, когда автор тем или иным образом «вписывает» себя в контекст своего фанфика. Не обязательно Мэри Сью или Марти Стью, но близкое явление.

Мэри Сью (англ. Mary Sue), иногда Мэрисья или Машка — оригинальный персонаж, согласно общему мнению, являющийся воплощением либо самого автора, либо того, какой автор хотела бы быть (явление присуще только женским фанфикам). Мэри Сью обычно сногсшибательно прекрасны и неописуемо умны. Как правило, у них весьма необычный цвет глаз и волос, сложное мелодично звучащее имя, бурное прошлое и сверхъестественные способности. Обычно они появляются, затмевают всех прочих героев, ложатся в постель с героями канона, привлекательными для автора, а затем спасают мир. Вслед за спасением мира они либо выходят за канонического героя замуж, либо погибают героической смертью. Мэри Сью является пренебрежительным определением. Явление свойственно не только фанфикам, хотя определение появилось для героинь именно фанфикшена (некоторые литературные героини женщин-авторов по всем признакам подходят под определение Мэри Сью). Героиня, появившаяся как Мэри Сью, может в редких случаях стать полноправным OFC.

Жанры
Общие жанры
Экшен, Экшн (Action) — фанфики с динамичным сюжетом, много действий, мало загадок и отношений героев.

Юмор (Humour) — юмористический фанфик.

Пародия (Parody) — пародия на оригинальное произведение.

Дарк или Даркфанфик (Dark, Darkfic) — рассказ с огромным количеством смертей и жестокостей.

Deathfic — фанфик, в котором один или несколько героев умирают.

POV (Point of view) — точка зрения, повествование от первого лица одного из героев.

Смарм (Smarm) — фанфик, в котором один персонаж дает понять, словом или делом, как важна для него дружба (без намека на романтические или сексуальные отношения) с другим персонажем.

Любовные жанры
Романтика (Romance) — фанфик о нежных и романтических отношениях. Как правило, имеет счастливый конец.

Драма (Drama) — романтическая история с печальным финалом.

Ангст (Angst) — это сильные переживания, физические, но чаще духовные страдания персонажа, в фанфике присутствуют депрессивные мотивы и какие-то драматические события.

Флафф (Fluff) — это тёплые, ничем не омраченные отношения между персонажами.

Hurt/comfort — фанфик, в котором один персонаж, так или иначе, страдает, а другой приходит ему или ей на помощь.

Established Relationship (ER) — установившиеся отношения между героями.

PWP (Porn without Plot — дословно: порнография без сюжета; или «Plot, what Plot?» — дословно: Сюжет? Какой сюжет?) — бессюжетное порно, незатейливый минимальный сюжет, где основной упор делается на постельные сцены.

В фанфиках на сексуальную тему обычно присутствуют особые «пометки», например:

Ваниль (Vanilla) — фанфик, описывающий сексуальные отношения без BDSM (используется в сообществах, где основная масса подобных фанфиков использует садомазохистские мотивы).

Грейпфрут (Grapefruit) — обозначает фанфик, в котором присутствует насилие или принуждение к сексуальному акту. Согласно легенде, определение произошло от «g-rape-fruit».

Домашняя дисциплина (Domestic discipline) — фанфик, в котором присутствуют телесные наказания. Как правило, в таких фанфиках один из сексуальных партнеров избивает другого, когда тот (та) делает что-то неправильно. Иногда сокращается до DD. Это не то же, что BDSM, хотя обе категории тесно связаны.

Занавесочная история (Curtain story) — рассказ, как правило, слэш, в котором пара ведет себя преувеличенно по-домашнему, к примеру, отправляется в магазин покупать мягкую мебель.

Кинк (Kink) — от английского «странность, ненормальность, отклонение» и сквик (Squick) — происходит от выражений «someone else’s kink» («со странностями») и «icky» («неприятный»). Имеют близкие значения — пометка о том, что что-то в фанфике может шокировать читателя.

Лимон (Lemon) — насыщенное эротическое содержание. Соответствует рейтингу NC-17.

UST (Unresolved Sexual Tension) — герои испытывают влечение друг к другу, но по каким-либо причинам не вступают в сексуальный контакт или даже в открытое романтическое взаимодействие.

Размер (форма) фанфика
Макси (Max) — большой фанфик. Размер часто превышает средний роман. Примерно от 70 машинописных страниц.

Миди (Midi) — средний фанфик. Примерный размер: от 20 до 70 машинописных страниц.

Мини (Min) — маленький фанфик. Размер от одной машинописной страницы до 20.

Драббл (Drabble) — отрывок. Часто просто сцена, зарисовка, описание персонажа. Иногда под драбблом подразумевают короткую (в сто слов) историю, имеющую двойной подтекст и/или неожиданный конец.

Виньетка (Vignette) — очень короткая история, включающая в себя какую-то одну мысль (описание чувств, внутренний монолог, небольшое событие).

Фанфиклет (Ficlet) — короткий одночастный фанфик.






О бедном фикрайтере замолвите слово
Обо всем - О бедном фикрайтере замолвите словоО бедном фикрайтере замолвите слово

Основные составляющие хорошего фанфика

1. Идея
Зачем вы вообще это пишите. Чтобы быть крутым пейсателем и получать хвалебные отзывы? А, кроме того?

Общечеловеческие ценности: любовь, дружба и тд? Черты характера персонажей, которые раскрываются в необходимых условиях? Взгляд со стороны на знакомую историю?

Четко сформулируйте, что вы хотите донести вашим текстом до читателя.

2. Сюжет
Именно то, что отделяет текст от набора предложений.

В тексте происходит что-то. Оно происходит почему-то (имеет предпосылки, причину). И происходит зачем-то (следствие).

Логика повествования должна проходить через весь текст непрерывно, иначе возникают дыры в сюжете, несоответствия, и рояли в кустах.

Конечно, не все события должны быть предсказуемы, но тогда предпосылки к ним должны быть раскрыты, к примеру, позднее.

Придумайте сюжет заранее хотя бы в общих чертах, разбейте на главы и тезисно запишите.

3. Структура
- Завязка

- Кульминация

- Развязка

Ну, все же писали (пишут) сочинения в школе? Очевидно, внушают эту несложную истину не зря. Исключение – нестандартный фик в виде эксперимента.

Как показывает практика – эту структуру необходимо соблюдать практически всегда.

4. Оформление
Будь у вас хоть Война и Мир в голове, никто не станет читать безграмотно написанный текст. Тут две проблемы: дороги и дураки орфография и пунктуация

В борьбе с первой вам поможет ваш текстовый редактор, сервис онлайн проверки.

А вот вторая… Ну, для начала нужно постараться соответствовать хоть какому-то уровню.

Пробелы
предложения начинаются с большой буквы;

имена собственные пишутся с большой буквы;

слова разделяются пробелами;

предложения разделяются пробелами;

в конце предложения ставится точка/вопросительный/восклицательный знак/многоточие;

после знаков препинания ставится пробел (не ДО, а ПОСЛЕ).

Прямая речь

Прямая речь начинается с абзаца, слова автора перед прямой речью

Слова автора:

Прямая речь./?/!/...

Примеры:

После годичного дрейфования в космосе, Стенли выбрался из криокамеры первым, и сказал:

— Я опять потерял свою шапку!

790 закатил глаза и ответил:

— Почему бы тебе не потерять голову, охранник отсталого класса?

Лайекка вылезла из кокона и произнесла:

— Мне пора есть...

Прямая речь начинается с абзаца, слова автора после прямой речи

Прямая речь,/?/!/... — слова автора.

Примеры:

— Лайекка, угощайся Твидлом! — радостно предложил 790.

— Лексс, ты так изменился за лето... — заметила проснувшаяся Ксев.

Прямая речь начинается с абзаца, слова автора разрывают прямую речь

Прямая речь,/?/!/... — слова автора. — Прямая речь./?/!/...

(если первая часть — законченное предложение)

— Прямая речь,/… — слова автора, — прямая речь./?/!/…

(если первая часть — незаконченное предложение)

- Я сделал все, что смог! - выкрикнул Стенли - Чего еще ты хочешь от меня?

- Кай, - обратилась Ксэв к божественному убийце, - что ты здесь делаешь?

Примечание: Если в слова автора заключаются два глагола со значением высказывания (один относится к первой части прямой речи, другой — ко второй), то после слов автора ставится двоеточие и тире.

Прямая речь идет в строку/внутренний монолог (мысли персонажа) + слова автора перед прямой речью

Слова автора: «Прямая речь».

или

Слова автора: «Прямая речь!/?/…»

Прямая речь в строку/мысли + слова автора после прямой речи

«Прямая речь», — слова автора.

или

«Прямая речь!/?/…» — слова автора.

Прямая речь в строку/мысли + слова автора разрывают прямую речь

«Прямая речь,/!/?/... — слова автора. — Прямая речь».

«Прямая речь,/!/?/… — слова автора. — Прямая речь!/?/…»

(первая часть — законченное предложение)

«Прямая речь,/... — слова автора, — прямая речь».

«Прямая речь,/... — слова автора, — прямая речь!/?/…»

(первая часть — незаконченное предложение)

О бедном фикрайтере замолвите слово
Обо всем - О бедном фикрайтере замолвите словоО бедном фикрайтере замолвите слово
5. Стиль
Умение красиво составлять предложения. Приходит с опытом.

Отрывок из произведения среднестатистического начинающего писателя.

«Со всех сторон поляна окружена разными кустами. С противоположной стороны, высунув морду, хищно смотрит волк на дуб, судя по следам и взгляду, то за дубом стоит дичь, скорее всего он сюда пришёл поесть корней с жёлудями. Волк уже готов к прыжку, надо быстрее убит его иначе мясо пропадёт, да и волчья шкура пригодится, если не на одежду то на декор. Как можно тише и быстрее снял лук с плеча, выполнил привычную процедуру и начал целится, закрыв левый глаз. Плохая позиция: дуб загораживает волка, если промахнусь хоть на два сантиметра, в дерево попаду»

И в таком духе весь текст. Главная ошибка – некрасивые перегруженные хитровывернутыми оборотами предложения. Когда же я указал автору на это, мне был нанесен еще один удар.

«Позавтракав, мы двинулись дальше. К середине дня сестра выдохлась. Все остальные тоже, но скрывали, как могли. Через полчаса у нас уже горел костёр. Пообедали, посидели с часок. Через четыре часа мы, наконец, увидели город на горизонте. Сколько величественности, мощи и красоты в этом городе. В портовом городе Амарантайн. Все приободрились. К сумеркам мы вышли к городу»

Дубль два. Без комментариев.

«Сейчас более важным является зачистка восточных берегов от пиратов. На восточном побережье расположены основные торговые порты, военный базы и в том направлении больше всего рыбы. Разведчики должны уже вернуться. Легаты хотят взять берега силой, но почему-то правителю кажется, что ими правит не он, а выгода. Когда то именно там располагались основные силы Волонтеров. Вольных воинов, зарабатывающих всем, начиная от кровли крыши, заканчивая охотой за головами. Именно в их времена процветала империя. Волонтёры остались, конечно, но в основном в Ферелдене, но и там забыли про свою родину»

Дубль три. Судя по всему, достигнута золотая середина. Ей далеко до идеала, но это уровень, при котором фанфик можно читать – мое мнение.

Стиль индивидуален, но ничто не мешает одним глазком поглядывать в книжку, лучше классика.






О бедном фикрайтере замолвите слово
Обо всем - О бедном фикрайтере замолвите словоО бедном фикрайтере замолвите слово

Вычитка

Да, да, именно вычитка – неотъемлемая часть написания любого фика. Многих ошибок можно было бы избежать, если бы писатели не спешили выложить свое творение на общее обозрение. Не нужно спешить! Вы прочитали свой фик и уверены, что в нем нет ошибок? Отложите его в строну, а затем прочтите через пару дней. Уверен, вы найдете много нового и интересного в нем, вам обязательно захочется что-либо добавить или изменить.

Повторить несколько раз и перейти к следующему пункту.

Бета

Трудно вычитывать свой текст? Трудно. Тогда найдите бету! Лучше, чтобы бетой был грамотный человек, был знаком с фэндомом, но на худой конец сгодится просто умеющий читать. Его незамыленный глаз все равно найдет что-то укрывшееся от вас.

Эксперименты на людях запрещены! Уж лучше помучайте друга, папу, маму, найдите бету, скажем, на ficbook.net, но не насилуйте мозги читателям, умоляет вас анонимус!

Критика

То, с чем рано или поздно столкнется автор. Тут все просто: критику нужно принимать. А вот тут сложнее: принимать – значит, соглашаться с теми утверждениями критика, которые считаешь верными. Насчет остальных – спорить. Спорить – не устраивать скандал, не обзывать нехорошими словами, а просить (точнее, требовать) рассказать, чем конкретно плохо твое произведение и почему. Если критик брякнет «ИМХО» и уйдет, туда ему и дорога. А, если же нет... есть повод хорошенько задуматься.

Чуть не забыл.

Комментарии вроде

«Классно, пиши еще!»

«Твой фик – отстой»

Не критика! Это безликий «+» или «-» и ценность их невелика.

Другое дело:

«Мне понравился сюжет, особенно там-то и там-то, а вот конец мог быть и менее затянутым. Диалоги и описания неплохи, но вот тут картонный текст»

«Фик плохой, потому, что гг – мерисья. Описания скучные в таких-то главах, а потом чуть не уснул, добавьте больше действия. Вступление неплохое потому, что. Еще ошибок много, обратите внимание на запятые в таких и таких предложениях»

Это критика. От неё будет польза и немало, если сумеете найти общий язык с читателями.

О бедном фикрайтере замолвите слово
Обо всем - О бедном фикрайтере замолвите словоО бедном фикрайтере замолвите слово

На этом, в принципе, все. Можно, конечно, и дальше разглагольствовать, на это - багаж знаний, необходимый любому писателю фанфиков на первых порах его деятельности. Кому интересно - можете также глянуть статейки:

Пять ошибок фикрайтера

Что надо делать, чтобы понравиться критику

Как написать фанфик?

Статья авторская, копипаста под спойлерами

источник1 и источник2

Спасибо за внимание.

Как вы относитесь к фанфикам?
Минимальный уровень для голосования - 1
Сам пишу!
48.1%
  
Регулярно читаю
7.4%
  
Положительно
40.7%
  
Отрицательно
22.2%
  
71
Еще в блоге
Интересное на Gamer.ru

15 комментариев к «О бедном фикрайтере замолвите слово»

    Загружается
Чат