Мало кому из москвичей посчастливилось в детстве пройти мимо театральной постановки «Кошкин дом» по Маршаку. Наверняка вы вспомните слова: «Тетя, тетя кошка! Выгляни в окошко! Есть хотят котята, ты живешь богато!» Восклицательные знаки — не стилистическое преувеличение, а скорее имитация интонации актеров, произносящих эту тираду. Все они жалели котят и осуждали их бессердечную родственницу. Дом-то ее потом сгорит, пожалеет еще вшивый мешок с костями о своей недальновидности.
Но главное — в постановке были не глупые «оханья» и «аханья», раздражающие даже детей, а ужасные декорации. Кошкин дом — приклеенная к стене акварелька метра так в полтора высотой; дремучий лес — набор сухих веток с давно отвалившимися листьями; мрачная аллея — два стыренных с ближайшей стройки фонаря, выкрашенных в землистый красный. И дети смотрели на это с удивлением и непониманием. Ну как, как эти глупые взрослые могли подумать, что мы поверим в какой-то плешивый «Кошкин дом»?С DeathSpank: Thongs of Virtue произошло то же самое. Если первая игра серии, выпущенная несколько месяцев назад, порадовала всех поклонников олдскульных забав своей залихватской атмосферой тотального бреда, то наспех созданное продолжение вызывало подозрения. Ведь если что-то выглядит, ведет себя и на вкус как утка, то это утка и есть, а не курица или индейка. А потому возникал резонный вопрос: зачем второй раз платить за блюдо, от которого остались лишь рожки да ножки? Оказалось, что причин для этого более чем достаточно.
Да купите вы кухонный комбайн!
Рон Гилберт, режиссер-постановщик новой части приключений умалишенного, но отважного героя DeathSpank (имя можно перевести как «Смертельный Шлепок»), на этот раз превзошел сам себя. Повествование начинается с того, что отчаянного головореза отлавливают вечно смердящие огры и отправляют его работать на кухню. И это вам не колесование или четвертование, а пытка куда более страшная для любого настоящего мужчины, а уж тем более для нашего героя. Ведь огры, прямо как и стереотипные белорусы, без ума от блюд из картофеля. Едят они этот американский овощ в любом виде: и фри им по нраву, и пюре хорошо заходит. Вот только перед тем как готовить, ее почистить надо.
Тут-то огры и совершили суицидальную ошибку. Закуй они Шлепка в кандалы да брось в темницу, глядишь, живыми бы из всей этой истории выбрались. А вот заставить чистить картошку на роту «благоухающих» шипром солдат могут разве что в нашей армии, с прирожденными психопатами такой трюк не пройдет. И не прошел: взяв в руки ножи и топор, он устроил такую вендетту, что не оставил от лагеря камня на камне.
Жаль, что Шлепок тогда не знал о своем будущем. Вырвавшись на свободу, он тут же впутался в очередное дело по спасению медленно загнивающей Вселенной. Оказалось, что творцы мира некогда создали шесть волшебных — кхм, кхм — трусов. Они даруют своим владельцам невиданную силу, однако, как и обручальные безделушки всевластия во «Властелине колец», забирают взамен душу. С другой стороны, посмотрел бы я на вас, коль кто-нибудь заставил бы носить нестиранное нижнее белье годами. И от меньшего озвереть можно! Но наш герой к доктору Курпатову на приемы не ходил, а потому сожаления и сомнения не будоражат его душу. Владельцев трусов нужно отловить, победить и лишить ценных артефактов. Этим и займемся.
Аз есьм Диавол!
Но не только над сюжетной канвой и откровенно бредовыми диалогами коротал ночи Рон Гилберт. Одного щелчка ему хватает, чтобы полностью преобразить мир. И вот уже знакомые декорации, вырезанные из цветной бумаги и налепленные там-сям, меняются на глазах у изумленной публики. Из мрачно-серого, дымчато-белого и местами огненно-красного мир стал до рези в глазах насыщенно-зеленым, порой с плодородными оттенками чернозема. И путешествие сразу стало веселее.
Потому как, по сути, ничего нового Thongs of Virtue в игровой процесс DeathSpank не привнесла. Это как смотреть двадцать второй эпизод «Дневников вампира», надеясь увидеть наконец что-то новое. Шлепок же не питает иллюзий, берет в руки оружие и отправляется мстить своим обидчикам. Те же с задором молодых комсомольцев-добровольцев противостоят ему. Финал известен заранее, но не добраться до него — смерти подобно. Вот и «Хауза» мы опять смотрим, хотя и зарекались.
Тем временем на экране продолжает разворачиваться по-михалковски эпохальная постановка «Утомленные вакханалией и содомией 2». Из всех щелей на героя лезут полчища монстров. Один из-под земли выскочит, другой с неба свалится, третий вообще мимо шел, никого не трогал, арбузами на рынке торговал. Но времени на проверку регистрации уже нет, убивать пора! Кромсать, строгать, месить — эдакая адская кухня получается. Жаль, без обворожительной Юльки Высоцкой из «Едите дома, гады!».
В ход идет все. И волшебная чудо-палочка, шарахающая молниями всех кого не лень, и острые мечи, нарезающие из всего живого свежий сочный салат. Основной же «фишкой» Thongs of Virtue стало огнестрельное оружие. Несмотря на то, что по своим качествам и мощи оно мало чем отличается от уже известных нам «стволов», с его появлением жизнь стала чуточку веселее. А разве ж скучно заставлять врагов отплясывать зажигательную джигу-дрыгу перед скоропостижной кончиной?
Тем более что делают они это так же уморительно, как и в оригинале. Завидев издалека Шлепка, они всей оравой бросаются на него и начинают мочить кто чем может. В массовых потасовках всегда есть шанс, что героя банально затопчут. Благо в этом случае на подмогу приходят всевозможные зелья. Некоторые повышают сопротивляемость к огню, другие быстро восстанавливают полоску здоровья, предотвращая грустный финал. А чтобы мы не отвлекались от битвы, поглядывая на уровень жизненных сил подопечного, во время критической ситуации экран краснеет и в центре начинает биться призрачное сердце. Не съели какую-нибудь куриную ножку вовремя — и равномерные «тук-тук-тук» прекращаются.
Впрочем, страшного в этом ничего нет. Шлепок восстанет из мертвых в ближайшем туалете, выполненном в духе дачной неожиданности. Вот только умереть в Thongs of Virtue довольно проблематично. Это может произойти разве что по собственной глупости или невнимательности. И этот факт продолжает оставаться главным минусом боевой составляющей проекта. Потому что косить полчища монстров — это, конечно, забавно и весело, но со временем приедается. И хочется, чтобы продвигаться по сюжетной линии было сложнее, чтобы итог любой массовой баталии не был предопределен.
Кручу, верчу, запутать хочу!
Продолжается в Thongs of Virtue и практика бережного отношения к окружающей среде. Вся лишняя амуниция и морально устаревшее оружие отправляются прямиком в портативную мясорубку, с которой Шлепок не расстается даже во сне. Получившийся железный фарш трансформируется в деньги, отправляющиеся прямиком на ваш счет. В общем, даже выбрасывать на помойку ничего не надо, обо всем Рон Гилберт позаботился.
Одежда же и «стволы» стали обновляться чаще, чем в предыдущей части. Теперь не проходит и двадцати минут, как у вас в руках оказывается новая смертельная игрушка. Большая часть арсенала выпадет из трупов поверженных неприятелей, но кое-что все-таки можно обнаружить и в сундуках, богато разбросанных по локации. Из них можно выудить курточку, увеличивающую количество очков здоровья, или секиру, отправляющую большинство оппонентов к праотцам с двух-трех ударов.
За убийства по-прежнему начисляются очки опыта. По достижении нового уровня нам предоставляется выбор из трех «героических» карт, наделенных разнообразными бонусами. Одна усилит ближнюю атаку, другая позволит быстрее передвигаться. Последнее, кстати, бывает полезно. Если группа противников застигнет вас врасплох, а спасительной бутылки с целебным зельем под рукой не окажется, то появится шанс банально смыться с места преступления. Впрочем, герои так себя не ведут.
Под занавес нашего сегодняшнего представления отвечу на главный вопрос: да, стоит; нет, не жалейте; да ладно, всего-то пятнадцать баксов! Войти во второй раз в одну и ту же реку у Рона Гилберта действительно получилось. Thongs of Virtue стоит своих денег, хотя, по сути, не предлагает нам ничего нового. Фактически мы посмотрели вторую серию очень неплохого ситкома, который при желании сценаристов можно бесконечно крутить по ящику. И еще на пару эпизодов задора Шлепка хватит. А потом — тираж, забвение, «проходняк». Надеюсь, кто-то вовремя остановится.
Плюсы: большой выбор оружия; увлекательный сюжет; неподражаемый главный герой.
Минусы: отсутствие новых идей; банальные загадки.